РУС БЕЛ ENG

Классному руководителю

Что нужно знать педагогу о суицидах?

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПЕДАГОГУ О СУИЦИДАХ?

 

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) суицид представляет собой преднамеренные действия человека в отношении себя самого, приводящие к гибели.

Парасуицид (Kreitman N., 1969, 1970) — несмертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий. По определению ВОЗ (1982) парасуицид - синоним суицидальной попытки. N. Kreitman определял парасуицид как призыв о помощи, способ воздействия на окружающих с целью изменения сложившейся ситуации, и относил к ним суицидальные акты с истинным намерением умереть, но не закончившиеся смертью.

Суицидальное поведение — стремление человека покончить жизнь самоубийством.

                                                             Классификация

  • Прямое суицидальное поведение— суицидальные мысли, суицидальные попытки и завершённые суициды.
  • Непрямое суицидальное поведение— подросток бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни, не имея при этом желания умереть (алкогольные эксцессы и злоупотребление психоактивными веществами, злостное курение, переедание, голодание, злостные нарушения правил уличного движения, пренебрежение своим здоровьем, стремление подвергаться хирургическим вмешательствам, делинквентное  поведение, некоторые экстремальные виды спорта).

Возрастные особенности суицидального поведения

Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку.

В подростковом возрасте причиной импульсивных суицидальных действий обычно являются конфликтные отношения с родителями, реже с учителями. Подростки нередко тщательно планируют суицидальные действия, их основой является экзистенциальный кризис, обусловленный психологической депривацией.

В молодом возрасте наиболее часто встречаются суицидальные попытки (100:1 по отношению к самоубийствам), значительно чаще их совершают девушки (10:1 по отношению к юношам). В подавляющем большинстве случаев суицидальные действия носят импульсивный характер и обусловлены разрывом отношений или ссорой с партнером.

Факторы и ситуации суицидального риска

Суицидальное поведение у детей и подростков зачастую вызвано сложной мотивацией, и включает:

  • Депрессивное состояние, эмоциональные, поведенческие и социальные проблемы, злоупотребление психоактивными веществами.
  • Расстройство настроения и тревожное состояние, побеги из дома, чувство безнадежности также увеличивают риск совершения попыток самоубийства.
  • Крушение романтических отношений.
  • Неспособность справиться с трудностями учебной программы и иные жизненные стресс-факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу.
  • Заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией.
  • Конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией.
  • У подростков такие факторы, как психические заболевания в семье наряду с нездоровыми семейными отношениями, пренебрежение и жестокое обращение, отсутствие любви и заботы в детстве могут потенциально увеличить риск суицида.
  • В совершенных самоубийствах молодежи можно отметить более высокий процент психиатрических заболеваний в семье, недостаток поддержки семьи, суицидальные идеи или суицидальное поведение в прошлом, проблемы с соблюдением дисциплины или с правоохранительными органами.
  • Суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех детей и подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых.
  • Дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи тоже существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытки самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума.
  • Среди подростков в возрасте 14 лет и старше злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами увеличивают риск самоубийства в период сложных жизненных обстоятельств.
  • С диагнозом расстройство личности совершается в 10 раз больше самоубийств, чем без такого диагноза, и порядка 80% совершивших самоубийство подросткам можно было бы поставить диагноз посттравматического стресса, или проявления симптомов насилия и агрессии. Особенно важно обращать внимание на такие характерологические особенности как импульсивность-агрессивность, негативная аффективность, депрессивность со склонностью к навязчивостям.
  • Предшествующие попытки самоубийства увеличивают риск повторного суицида. Кроме того, среди ведущих факторов риска можно назвать постоянные мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства.

Иными словами, самая большая степень риска – это когда у человека есть средства, возможность и конкретный план совершения самоубийства на фоне отсутствия сдерживающей силы.

   

Способы информирования о намерении суицида

Можно выделить четыре вида информирования о суициде:

  1. Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида.
  2. Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу»).
  3. Прямое невербальное информирование (например, приобретение лекарств).
  4. Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.).

Маркеры суицидального состояния

  • Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь».
  • Фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение.
  • Активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ).
  • Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств.
  • Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.
  • Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности, уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие.
  • Угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «Мое окружение», потеря перспективы будущего.
  • Необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами.
  • Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем.
  • Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий.
  • Приведение в порядок дел, примирение с давними врагам.
  • Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость.
  • Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

Учитывая, что развитие суицидальных тенденций часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы, о которых в том числе могут сообщить родители.

  • Часто грустное настроение, периодический плач.
  • Безнадежность и беспомощность.
  • Снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась.
  • Поглощенность темой смерти.
  • Постоянная скука.
  • Социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях.
  • Пропуск школы или плохая успеваемость.
  • Деструктивное поведение.
  • Низкая самооценка и чувство вины.
  • Повышенная чувствительность к отвержению и неудачам.
  • Повышенная раздражительность, гневливость или враждебность.
  • Жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль.
  • Сложности концентрации внимания.
  • Значительные изменения сна и аппетита.

Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.

Примерная шкала оценки суицидального риска

(рекомендации ВОЗ)

  1. Риск отсутствует.По сути, риска нанесения себе вреда (членовредительства) не существует.
  2. Незначительный.Суицидальные идеи ограничены, нет твердых планов или подготовки к нанесению себе вреда, известно всего лишь несколько факторов риска. Намерение совершить самоубийство не очевидно, но суицидальные идеи присутствуют. У индивидуума нет определенных планов и не было попыток самоубийства в прошлом.
  3. Умеренный.На лицо твердые планы и подготовка с заметным присутствием суицидальных идей, возможно наличие попыток суицида в прошлом, и, по крайней мере, два дополнительных фактора риска. Или, при наличии более одного фактора риска суицида, присутствуют суицидальные идеи и намерение, но отрицается наличие четкого плана. Присутствует мотивация улучшить, по возможности, свое текущее эмоциональное состояние и психологический статус.
  4. Высокий.Четкие и твердые планы и подготовка к тому, чтобы причинить себе вред, или известно, что у индивидуума были многочисленные попытки самоубийства в прошлом, наличие двух или более факторов риска. Суицидальные идеи и намерения вербализуются наряду с хорошо продуманным планом и средствами для выполнения этого плана. Индивидуум проявляет когнитивную жесткость и отсутствие надежд на будущее, отвергает предлагаемую социальную поддержку.
свернуть

Специалисты СППС информируют

Суицидальное поведение несовершеннолетних


Половая неприкосновенность


Защита детей в неблагополучных семьях

свернуть

Экскурсионно-познавательные туры по Беларуси

Государственное учреждение дополнительного образования «Центр туризма и краеведения детей и молодёжи Солигорского района» предлагает экскурсионно-познавательные туры по Беларуси для организованных школьных групп

свернуть

График работы объединений по интересам в шестой школьный день I полугодие 2023/2024 учебного года

Название объединения

Руководитель объединения

День

проведения

Время проведения

Место

проведения

Футбол

Новосёл Д.А.

суббота

10.00-10.45

Спортивный зал

Настольный теннис

Новосёл Д.А.

суббота

10.55-11.40

Фойе 1 этажа

Вокал

Тишкевич Ж.А.

суббота

12.00-13.45

Кривичский СДК

свернуть

Государственные праздники

Государственные праздники, праздничные дни, памятные и праздничные даты устанавливает Президент Республики Беларусь. В настоящее время действует Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 "О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь".

В соответствии с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, государственные и праздничные дни устанавливает Всебелорусское народное собрание.

Государственные праздники устанавливаются в ознаменование событий, имеющих особое историческое либо общественно-политическое значение для Республики Беларусь, оказавших существенное влияние на развитие белорусского государства и общества.

Праздничные дни устанавливаются в ознаменование иных событий, посвященных традиционным датам, чествованию работников определенной профессии, отрасли хозяйства или сферы деятельности и т.д.

Памятные даты связаны с иными историческими событиями в жизни государства и общества либо традиционно отмечаются отдельными категориями граждан.

Праздничные даты - это традиционно отмечаемые значительным количеством граждан события, которые не наделяются в Республике Беларусь официальным статусом государственного праздника, праздничного дня или памятной даты.

Государственные праздники

  • День Конституции – 15 марта;
  • День единения народов Беларуси и России – 2 апреля;
  • День Победы – 9 мая;
  • День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь – второе воскресенье мая;
  • День Независимости Республики Беларусь (День Республики) – 3 июля;
  • День народного единства – 17 сентября.

Общереспубликанские праздничные дни

  • Новый год - 1 и 2 января;
  • День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь - 23 февраля;
  • День женщин - 8 марта;
  • Праздник труда - 1 мая;
  • День Октябрьской революции - 7 ноября.

Религиозные праздничные дни

  • Рождество Христово (православное Рождество) - 7 января;
  • Пасха - по календарю православной и католической конфессий;
  • Радуница - по календарю православной конфессии;
  • День памяти - 2 ноября;
  • Рождество Христово (католическое Рождество) - 25 декабря.

Профессиональные праздничные дни в знак признания заслуг работников отдельных профессий, отраслей хозяйства и сфер деятельности

  • День работников социальной защиты - 5 января;
  • День банковских и финансовых работников - первое воскресенье января;
  • День спасателя - 19 января;
  • День дипломатического работника - 22 января;
  • День белорусской науки - последнее воскресенье января;
  • День работников землеустроительной и картографо-геодезической службы - 21 февраля;
  • День милиции - 4 марта;
  • День внутренних войск - 18 марта;
  • День работников гидрометеорологической службы - 23 марта;
  • День работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства - четвертое воскресенье марта;
  • День геолога - первое воскресенье апреля;
  • День судебного эксперта - 22 апреля;
  • День печати - 5 мая;
  • День работников радио, телевидения и связи - 7 мая;
  • День работников физической культуры и спорта - третья суббота мая;
  • День пограничника - 28 мая;
  • День химика - последнее воскресенье мая;
  • День мелиоратора - первое воскресенье июня;
  • День работников легкой промышленности - второе воскресенье июня;
  • День медицинских работников - третье воскресенье июня;
  • День работников прокуратуры - 26 июня;
  • День изобретателя и рационализатора - последняя суббота июня;
  • День экономиста - 30 июня;
  • День кооперации - первая суббота июля;
  • День работников водного транспорта - первое воскресенье июля;
  • День работников налоговых органов - второе воскресенье июля;
  • День металлурга - третье воскресенье июля;
  • День пожарной службы - 25 июля;
  • День работников торговли - последнее воскресенье июля;
  • День железнодорожника - первое воскресенье августа;
  • День строителя - второе воскресенье августа;
  • День работников государственной статистики - 23 августа;
  • День шахтера - последнее воскресенье августа;
  • День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности - первое воскресенье сентября;
  • День сотрудника органов предварительного следствия - 12 сентября;
  • День библиотек - 15 сентября;
  • День таможенника - 20 сентября;
  • День работников леса - третье воскресенье сентября;
  • День машиностроителя - последнее воскресенье сентября;
  • День архивиста - 6 октября;
  • День учителя - первое воскресенье октября;
  • День работников культуры - второе воскресенье октября;
  • День стандартизации - 14 октября;
  • День работников фармацевтической и микробиологической промышленности - 15 октября;
  • День автомобилиста и дорожника - последнее воскресенье октября;
  • День работников гражданской авиации - первое воскресенье ноября;
  • День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса - третье воскресенье ноября;
  • День страховых работников - первая суббота декабря;
  • День юриста - первое воскресенье декабря;
  • День сотрудника органов государственной безопасности - 20 декабря;
  • День энергетика - 22 декабря. https://president.gov.by/ru/gosudarstvo/prazdniki

Профессиональные праздничные дни в ознаменование выдающихся заслуг видов и родов войск Вооруженных Сил Республики Беларусь в защите Отечества

  • День инженерных войск - 21 января;
  • День войск противовоздушной обороны - второе воскресенье апреля;
  • День десантников и сил специальных операций - 2 августа;
  • День железнодорожных войск - 6 августа;
  • День военно-воздушных сил - третье воскресенье августа;
  • День танкистов - второе воскресенье сентября;
  • День ракетных войск и артиллерии - 19 ноября. 

Иные праздничные дни

  • День потребителя - 15 марта;
  • День семьи - 15 мая;
  • День охраны окружающей среды - 5 июня;
  • День молодежи и студенчества - последнее воскресенье июня;
  • День знаний - 1 сентября;
  • День белорусской письменности - первое воскресенье сентября;
  • День мира - третий вторник сентября;
  • День пожилых людей - 1 октября;
  • День матери - 14 октября;
  • День отца - 21 октября;
  • День инвалидов - 3 декабря;
  • День прав человека - 10 декабря;
  • День белорусского кино - 17 декабря.

Памятные даты

  • День памяти воинов-интернационалистов - 15 февраля;
  • День чернобыльской трагедии - 26 апреля;
  • День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа - 22 июня.

 

свернуть

Рекомендации. Посещение семьи

При посещении семей с целью изучения условий жизни и воспитания обучающихся Министерство образования Республики Беларусь считает нецелесообразным составление классным руководителем актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, либо актов иного характера при очередном изучении условий семейного воспитания. Посещение семьи ребенка целесообразно зафиксировать в таблице, где отмечается дата посещения, ФИО законных представителей несовершеннолетнего и кратко отмечаются условия воспитания и проживания обучающегося.

Дата

ФИО законных представителей несовершеннолетнего

Условия жизни и воспитания обучающегося (удовлетворительные или требуют дополнительного внимания других специалистов).

Вышеуказанные условия могут быть определены как удовлетворительные (если не замечено каких-либо поводов для тревоги) или требующие дополнительного внимания (требуется кратко указать, что могло вызвать тревогу и требует дальнейшего изучения или особого внимания). Если у классного руководителя возникли сомнения о надлежащем воспитании обучающегося, то он ставит в известность руководство учреждения образования и обращается к педагогу социальному для организации дальнейшей работы в рамках его компетенций.

При обследовании условий проживания несовершеннолетнего классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие факторы:

состояние жилого помещения: наличие существенных проблем (трещины в стенах, разбитые окна, плесень на стенах), содержат ли члены семьи жилое помещение в чистоте и порядке (замусоренность, захламленность, наличие бытовых паразитов, домашних животных, присутствие неприятных запахов внутри жилого помещения, наличие остатков пищи на полу и мебели и пр.);
наличие мебели, ее достаточность и состояние;
обеспеченность ребенка предметами первой необходимости: одежда, обувь по сезону, гигиенические средства по уходу, место для приготовления уроков и школьные принадлежности, детские книги, оборудованное место для сна, игр и др.;
обеспеченность ребенка предметами для игр, соответствующими его возрасту, достаточным пространством для игр;
испытывает ли семья финансовые трудности: носят ли они систематический характер, есть ли сопутствующие факторы — безработица, задолженности по счетам, отсутствие света, газа за неуплату и др.
кто именно осуществляет уход за несовершеннолетним: оба родителя, только мама, в основном мама, только отец, в основном, бабушка (дедушка) и др.
с кем и где пребывает ребенок в летний оздоровительный период либо в каникулярное время и т.п.
Во взаимоотношениях несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи следует обратить внимание на следующие факторы:

степень эмоциональной привязанности ребенка к обоим родителям и другим членам семьи (понаблюдать, к кому из родителей или других членов семьи ребенок привязан больше всего), эмоциональная близость с ними (либо эмоциональная отстраненность), адекватное реагирование на потребности ребенка (либо потребности и запросы ребенка удовлетворяются в минимальной степени), открытые и доверительные отношения между ребенком и родителями (либо безразличие, отстраненность одного из родителей (обоих) от ребенка) и др.
степень послушания ребенка и сознательное выполнение ребенком семейных правил и требований взрослых.
Классный руководитель в таблице посещения не прописывает приведенные выше факторы, а только указывает удовлетворенность условий в соответствии с ними или нет. В последнем случае кратко указывается причина дополнительных мероприятий в отношении несовершеннолетнего.

После получения сообщения от классного руководителя о предполагаемом неблагополучии ребенка в семье создается комиссия, в состав которой могут входить классный руководитель, специалисты СППС. Комиссия осуществляет очередное посещение семьи в ходе которого, согласно Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 05.05.2007 N 30), рекомендуется руководствоваться критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего в совокупности согласно приложению 1 вышеуказанной Инструкции. С этой целью составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего по форме согласно приложению 2 Инструкции.

свернуть