РУС БЕЛ ENG

"Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании"

В 2024 году Кривичской средней школе исполняется 140 лет. За это время она прошла путь от одноклассной церковно-приходской школы до государственного учреждения образования «Кривичская средняя школа Солигорского района». За это время более 2800  выпускников школы получили аттестаты зрелости.

В 1884 году в деревне Кривичи начала работать церковно-­приходская школа. Располагалась она в избе Рускевича Владимира, в которой и жил учитель.

Первые годы школу посещали 10-15 учеников. Но постепенно интерес к знаниям рос. Количество посещающих школу увеличивалось. Встал вопрос о      строительстве школьного здания. За короткий срок оно было возведено на высоком месте деревни у  перекрёстка улиц. Теперь на этом месте автобусная остановка.

После революции в 18-20 годах деревня Кривичи, как и все населенные пункты Старобинщины, подвергается оккупации сначала германских, а потом польских войск. В это время школа не работала.  

В 1920 году в деревню возвратился Рускевич Спиридон Максимович. С этого момента   он руководитель Кривичской начальной школы. В жизни школы происходят перемены: в это время в стране издаются новые учебники, новые программы. К знаниям потянулось большое количество детей, молодежи, пожилых людей. Школа работала и днем, и вечером.

Количество учащихся возрастает. Существующее здание с четырьмя классными комнатами не может вместить всех учащихся. Было принято решение о строительстве нового здания и преобразовании начальной школы в неполную среднюю.

И вот в начале тридцатых годов завершается строительство нового здания, которое было расположено примерно по современной улице Школьной. 

Одновременно в 1931 году принимается решение Старобинского райисполкома об открытии в Кривичах семилетней школы.Директором её назначается Жук Александр Степанович.    В 1934 году семилетняя школа сделала первый выпуск, в 1937 году она была преобразована в среднюю. В 1940 году Кривичская средняя школа сделала свой первый выпуск. 22 юноши и девушки получили аттестаты о среднем образовании.

В 1941 году состоялся второй выпуск. Школу окончили 23 человека. Но вместо выпускного бала многим из них пришлось идти на фронт. Для деревни и школы началась новая жизнь, жизнь под оккупацией.

В конце июня 1944 года деревня Кривичи была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Но, уходя из деревни, полицаи сожгли два школьных здания, осталось только дореволюционное, которое было в полуразрушенном состоянии. Вскоре местные власти принимают решение: первый послевоенный учебный год должен начаться 1 сентября. В это время директором школы назначают Скалабана Сильвестра Васильевича.

Следующий, 1945-1946 учебный год начался в новых условиях. За летние месяцы были отремонтированы школьные здания, завезены новые учебники, тетради,  письменные принадлежности.
Занятия начались своевременно и организованно. Кривичская школа стала одной из лучших школ района.    

В 1947 году школа сделала первый послевоенный выпуск. Получили аттестаты о среднем образовании 10 человек. Большинство из них в этом же году поступили в высшие учебные заведения. В 1947- 1948 учебном году в составе педагогического коллектива школы  произошли значительные изменения. Директором школы был назначен Артюшкевич Терентий Дмитриевич.                                                                                    

Занятия по-прежнему проводились по хатам, которые были расположены в разных местах деревни. Это создавало большие неудобства: на переход из класса в класс терялось драгоценное время.                              

В 1961 году директором школы был назначен учитель истории Волоткович Иосиф Антонович. Благодаря стараниям общественности, а также его личным в 1966 году было заложено, а в 1967 году сдано новое здание школы .              С 1971 года  директором школы работает  Холод Евгений Степанович.  В это время в школе насчитывалось 512 учащихся, работал 31 учитель. Школа являлась методическим центром для близлежащих учреждений образования..       

В 1992 году директором школы становится Кульбицкий Сергей Николаевич. А в 2005 году школа занимает 2 место в районном конкурсе на лучшее учреждение образования. С 2007 года школу возглавляет Хомицевич Игорь Адамович.

 

 

 

Холод Евгений Степанович

Холод Евгений Степанович

Учитель.… Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет… Вот почему и охватывает волнение всякий раз, когда речь идет об учителе. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого ученика: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.

Именно таким педагогом был заслуженный учитель школ БССР, ветеран педагогического труда Холод Евгений Степанович, энтузиаст, неутомимый труженик, который отдавал всю свою жизнь, свое сердце детям.

Добрый, отзывчивый и чуткий, креативный и целеустремлённый – таким остался в памяти коллег и учеников этот человек. Откуда он брал вдохновение и силы? Наверное, из самой жизни, которая, кстати, была не из лёгких. Евгений Степанович рано остался без отца, и матери пришлось в одиночку растить троих детей. К окончанию школы Евгений уже твёрдо решил посвятить себя педагогической деятельности. В 1948 году он, окончив семилетнюю Прусскую школу,  поступает в Слуцкое педагогическое училище. Учился с интересом, легко, однако, из положенных 4 лет отучился всего половину, так как в 1950 году был призван в Вооруженные силы. В 1955 году демобилизовался в звании лейтенанта и продолжил учебу в Борисовском педучилище, после чего работал учителем в Сковшинской средней школе. В 1961 году поступил в Витебский пединститут, который закончил в 1966 году. В 1971 году был переведен на должность директора Кривичской средней школы Солигорского района, где проработал почти 22 года. Около тысячи учеников получили аттестаты зрелости из его рук, многие из них  прославляют родную школу далеко за пределами района, области и страны. В семейном альбоме Холода Е. С. хранится много фотографий бывших учеников,  благодарных ему за интересные уроки, за поддержку, за совет в выборе профессии.

К работе Евгений Степанович относился очень ответственно, да и как иначе – на тебя смотрят не только любопытные детские глаза, но и родители, односельчане. Учитель в деревне – всегда в почёте, очень уважаемый человек. И это имя надо было нести с гордостью и с честью.

Евгений Степанович с благодарностью вспоминал то время, как его, молодого учителя, встретили в школе, как трепетно было входить в класс, в котором сидели по тридцать девчонок и мальчишек с любопытными, пытливыми глазенками: «Первых учеников помню очень хорошо. Помню их глаза, добрые, испытующие, в них ожидание, которое должен был оправдать».  Работал с увлечением, быстро находил общий язык с ребятами.

И как признавался сам Евгений Степанович, став учителем, он был на своем месте и о своём выборе не жалел. Когда у Евгения Степановича, спрашивали, какими качествами должен обладать педагог, чтобы оставить след в душах детей, на первое место он ставил знание предмета, потом – любовь к детям, затем – требовательность к ним.

Его оценки всегда были справедливы, обдуманны, направлены не на наказание ученика, а на поощрение его успехов, развитие способностей каждого ребёнка.  Невозможно было представить, чтобы учитель повысил голос: ровный, доброжелательный тон, искренность каждой фразы, неподдельный интерес к ребёнку со всеми его проблемами, недостатками воспитания, далёкими от идеала манерами. Евгений Степанович изо всех сил стремился сделать своих учеников лучше, чище духовно, развить интеллект ребят. Он не только учил их школьному предмету, но и жизни в целом. Добро, гуманизм, взаимовыручка – те качества, которые прививал Евгений Степанович своим ученикам.

Евгения Степановича любили и уважали коллеги: и умудрённые опытом, и более молодые – за справедливость, честность, порядочность, а самое главное за любовь к детям. По их воспоминаниям, при встрече с Евгением Степановичем словно светлее становилось: это навстречу ему зажигались улыбками лица учителей, для многих из которых он был умным и добрым наставником. Его обязательность и пунктуальность были примером для подражания: нельзя и представить, чтобы Евгений Степанович что-то не доделал, запамятовал или не обратил внимание. Он был и  совестью, и мерилом педагогического профессионализма.

Со своими коллегами Евгений Степанович находил новые, интересные подходы к организации учёбы, досуга учащихся. Большое внимание уделял  патриотическому воспитанию, народной традиционной культуре. На базе школы проводились различные семинары, она являлась методическим центром для учреждений образования. В 1985 году по инициативе Евгения Степановича началось создание школьного краеведческого музея, который часто посещают гости и выпускники школы.

Педагогический труд Холода Е. С. отмечен многими наградами. За высокое профессиональное мастерство, за добросовестный труд в воспитании подрастающего поколения, за активное участие в общественной жизни он награждён значками «Отличник просвещения СССР», «Выдатнік народнай асветы БССР», неоднократно награждался почетными грамотами, в том числе, Грамотой Верховного Совета БССР.

 

 

 

свернуть

ШАГ«Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании»

25.01.2024 прошло мероприятие в рамках проекта "ШАГ". Учащиеся VIII-XI классов принимали активное участие в обсуждении темы "Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании".

свернуть