РУС БЕЛ ENG

Библиотека

Нормативные документы, регулирующие деятельность библиотек

Трудовой Кодекс Республики Беларусь

Кодекс Республики Беларусь о культуре

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Кодекс Республики Беларусь об образовании Кодекс Республики Беларусь о культуре Трудовой кодекс Республики Беларусь Постановление Совета Министров РБ № 839 от 24.06.2011. О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке предоставления их в бесплатное пользование

Постановление Министерства образования РБ № 3 от 06.01.2012. Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования

№ 108 ад 28.11.2016 "Аб устанаўленні формаў уліковых дакументаў, якімі афармляюцца арганізацыя бібліятэчных фондаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі і выключэнне з іх дакументаў"

Пералік вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, у 2022/2023 навучальным годзе

свернуть

Календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат

  1. Государственные праздники, праздничные дни, памятные даты в Республике Беларусь

Государственные праздники:

День Конституции – 15 марта;

День единения народов Беларуси и России – 2 апреля;

День Победы – 9 мая;

День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – второе воскресенье мая;

День Независимости Республики Беларусь (День Республики) – 3 июля. 

 

Общереспубликанские праздничные дни:

Новый год – 1 и 2 января;

День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь – 23 февраля;

День женщин – 8 марта;

Праздник труда – 1 мая;

День Октябрьской революции – 7 ноября.

 

Профессиональные и прочие праздничные дни:

День спасателя – 19 января;

День белорусской науки – последнее воскресенье января;

День печати – 5 мая;

День семьи – 15 мая;

День пионерской дружбы – 19 мая;

День молодежи – последнее воскресенье июня;

День знаний – 1 сентября;

День белорусской письменности – первое воскресенье сентября;

День библиотек – 15 сентября;

День пожилых людей – 1 октября;

День учителя – первое воскресенье октября;

День матери – 14 октября;

День инвалидов Республики Беларусь – 3 декабря;

День прав человека – 10 декабря;

День белорусского кино – 17 декабря.

 

Памятные даты:

День памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля;

День чернобыльской трагедии – 26 апреля;

День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны – 22 июня.

 

  1. Праздничные даты (международные дни, учрежденные ООН, иными организациями, общественными объединениями)

Всемирный день заповедников и национальных парков – 11 января;

День юного героя-антифашиста – 8 февраля;

Всемирный день радио – 13 февраля;

Международный день родного языка – 21 февраля;

Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом – 1 марта;

Всемирный день дикой природы – 3 марта;

Всемирный день поэзии – 21 марта;

Международный день лесов – 21 марта;

Всемирный день водных ресурсов – 22 марта;

Всемирный день театра – 27 марта;

Международный день детской книги – 2 апреля;

Международный день спорта на благо мира и развития – 6 апреля;

Всемирный день здоровья – 7 апреля;

Международный день освобождения узников концлагерей – 11 апреля;

Международный день полета человека в космос – 12 апреля;

Международный день памятников и исторических мест – 18 апреля;

Международный день Матери-Земли – 22 апреля;

Всемирный день книги и авторского права – 23 апреля;

Всемирный день охраны труда – 28 апреля;

Дни памяти и примирения, посвященные погибшим во Второй мировой войне – 8-9 мая;

Международный день музеев – 18 мая;

Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития – 21 мая;

Международный день биологического разнообразия – 22 мая;

Всемирный день без табака – 31 мая;

Международный день защиты детей – 1 июня;

Всемирный день окружающей среды – 5 июня;

День юннатского движения – 15 июня;

Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом – 26 июня;

Международный день дружбы – 30 июля;

Всемирный день борьбы с торговлей людьми – 30 июля;

Международный день молодежи –12 августа;

Международный день благотворительности – 5 сентября;

Международный день грамотности – 8 сентября;

Всемирный день предотвращения самоубийств – 10 сентября;

Международный день демократии – 15 сентября;

Международный день охраны озонового слоя – 16 сентября;

Международный день мира – 21 сентября;

Всемирный день туризма – 27 сентября;

Международный день пожилых людей – 1 октября;

Международный день музыки – 1 октября;

Международный день социального педагога – 2 октября;

Всемирный день защиты животных – 4 октября;

Всемирный день учителей – 5 октября;

День Организации Объединенных Наций – 24 октября;

Международный день школьных библиотек – 26 октября;

Всемирный день городов – 31 октября;

Всемирный день науки за мир и развитие – 10 ноября;

Международный день энергосбережения – 11 ноября;

Всемирный день ребенка – 20 ноября;

Всемирный день приветствий – 21 ноября;

Всемирный день борьбы со СПИДом – 1 декабря;

Международный день инвалидов – 3 декабря;

Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (Всемирный день волонтеров) – 5 декабря;

Всемирный день прав человека – 10 декабря;

Международный день солидарности людей – 20 декабря.

свернуть

Книги юбиляры

Предлагаем вам список произведений-юбиляров 2023/2024 

 

  • 420 лет драме У. Шекспира «Отелло» (1604 г.)
  • 355 лет комедии Ж. Б. Мольера «Тартюф» (1669 г.)
  • 305 лет со времени выхода повести Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» (1719 г.)
  • 215 лет первой публикации «Басен» Ивана Андреевича Крылова (1809 г.)
  • 205 лет      со времени выхода романа Вальтера Скотта «Айвенго» (1819 г.)
  • 200 лет со времени создания комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1824 г.)
  • 200 лет поэме А. С. Пушкина «Цыганы» (1824 г.)
  • 200 лет роману в стихах Байрона «Дон Жуан» (1824 г.)
  • 195 лет назад была завершена публикация «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (12 том – в 1829 г.)
  • 195 лет со времени издания повести А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» (1829 г.)
  • 190 лет со времени выхода сказки Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок» (1834 г.)
  • 190 лет сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» (1834 г.)
  • 190 лет      со времени создания В. Ф. Одоевским сказки «Городок в табакерке» (1834 г.)
  • 185 лет назад Михаил Юрьевич Лермонтов закончил поэму «Мцыри» (1839 г.)
  • 180 лет со времени написания Х. К. Андерсеном сказки «Снежная королева» (1844 г.)
  • 170 лет со времени публикации повести И. С. Тургенева «Муму» (1854 г.)
  • 165 лет со времени выхода романа И. А. Гончарова «Обломов» (1859 г.)
  • 165 лет со времени постановки на сцене драмы А. Н. Островского «Гроза» (1859 г.)
  • 165 лет      со времени выхода романа Ивана Тургенева «Дворянское гнездо» (1859 г.)
  • 160 лет со времени написания Ж. Верном романа «Путешествие к центру Земли» (1864 г.)
  • 160 лет поэме Н. А. Некрасова «Железная дорога» (1864 г.)
  • 155 лет со времени завершения публикации романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого (1869 г.)
  • 155 лет со времени написания романа Ивана Гончарова «Обрыв» (1869 г.)
  • 150 лет со времени написания Ж. Верном романа «Таинственный остров» (1874 г.)
  • 130 лет со времени завершения работы над сказками Р. Дж. Киплинга «Книга джунглей» (1894 г.)
  • 120 лет Стихам о Прекрасной даме» Александра Блока (1904 г.)
  • 120 лет со времени написания лирической комедии «Вишневый сад» А. П. Чехова (1904 г.)
  • 105 лет со времени выпуска в свет сказки К. И. Чуковского «Крокодил» (1919 г.)
  • 100 лет со времени публикации сказок В. В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поёт?» (1924 г.)
  • 100 лет со времени создания сказки К. И. Чуковского «Муха Цокотуха» (в 1924 г. – «Мухина свадьба»)
  • 100 лет со времени создания сказочной повести Ю. К. Олеши «Три толстяка» (1924 г.)
  • 95 лет со времени публикации сказки К. И. Чуковского «Айболит» (1929 г.)     
  • 90 лет со времени публикации сказочной повести «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс (1934 г.)
  • 85 лет роману французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей» (1939 г.)
  • 85 лет со времени издания повести Р. И. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (1939 г.)
  • 85 лет со времени написания сказочной повести «Волшебник изумрудного города» А. М. Волкова (1939 г.)
  • 85 лет со времени публикации сказок П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка» (1939г.)
  • 80 лет со времени выхода романа В. А. Каверина «Два капитана» (1944 г.)
  • 80 лет со времени публикации сборника рассказов и сказок «Волшебное слово» В. А. Осеевой (1944 г.)
  • 75 лет со времени создания Львом Кассилем совместно с Максом Поляновским повести «Улица младшего сына» (1949 г.)
  • 70 лет со времени написания повести Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (1954 г.)        
  • 65 лет со времени начала публикации романа К. М. Симонова «Живые и мёртвые» (1959г.)
  • 65 лет со времени написания «Денискиных рассказов» В. Ю. Драгунского (1959 г.)
  • 60 лет со времени издания повести Л. А. Кассиля «Будьте готовы, ваше высочество!» (1964 г.
  • 55 лет со времени публикации повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (1969 г.)
  • 55 лет со времени издания романа Ю. В. Бондарева «Горячий снег» (1969 г.)
  • 20 лет со времени выхода романов Дмитрия Емца «Таня Гроттер и ботинки кентавра» и «Таня Гроттер и колодец Посейдона» (2004 г.)
свернуть

Виртуальный читальный зал СМИ Беларуси

Рекомендательный список литературы для чтения

2022 - Год исторической памяти

Воспитать читателя: о семейном чтении

Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи

Книги для чтения в первом классе

1) А. Волков «Волшебник Изумрудного города». 

2) Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе». 

3) С. Михалков «Праздник непослушания».

4) Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Про Веру и Анфису». 

5) А. Милн «Вини-Пух и все-все-все».

6) В. Драгунский «Денискины рассказы». 

7) Г. Остер «Вредные советы".

8) К. Чуковский Сказки. 

9) А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино». 

10) А. Резников «Приключения кота Леопольда». 

11) В. Сутеев Сказки.

12) А. Усачёв «Рассказы». 

13) Русские народные сказки. 

14) Ш. Перро Сказки. 

15) Беларускiя народныя казкi. 

16) М. Чарняўскi «Грак-будаўнiк» (вершаваная казка). 

17) М. Захаранка «Недарэчная хованка» (п'еса-казка). 

18) Часопiс «Вясёлка». 

Книги для чтения во втором классе

1) Ю. Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина». 

2) С. Михалков «Дядя Стёпа» (все части). 

3) А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино». 

4) В. Бонзельс «Приключения пчёлки Майи». 

5) Г. Остер «Зарядка для хвоста». 

6) Ю. Мориц. Стихи. 

7) Л. Толстой. Рассказы для детей. 

8) С. Аксаков «Аленький цветочек». 

9) Д. Кинг «Мишки Гамми и волшебный замок».

10) А. Усачев «Приключения маленького человечка». 

11) Э. Скобелев «Приключения Арбузика и Бебешки». 

12) А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». 

13) Р. Киплинг «Маугли». 

14) Д. Родари «Приключения Чиполлино». 

15) А. Усачев «Приключения маленького человечка». 

16) Беларускiя народныя казкi (5 казак). 

17) У. Лiпскi. Апавяданнi. 

18) В. Вiтка. Апавяданнi i вершы. 

Книги для чтения в третьем классе

1) Д. Дефо «Робинзон Крузо».

2) Д. Свифт «Путешествие Гулливера». 

3) А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок». 

4) С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». 

5) Д. Толкиен «Хоббит или Туда и Обратно». 

6) П. Бажов «Малахитовая шкатулка». 

7) Л. Лагин «Старик Хоттабыч». 

8) К. Булычев «Девочка с Земли». 

9) Г. Х. Андерсен Сказки. 

10) А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 

11) М. Лынькоў «Мiколка-паравоз». 

12) У. Караткевiч «Белавежская Пушча». 

Книги для чтения в четвёртом классе

1) Гомер «Одиссей у циклопов». 

2) П. П. Ершов «Конек-Горбунок». 

3) Ю. К. Олеша «Три толстяка». 

4) О. Уайльд «Мальчик-звезда». 

5) В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». 

6) А. И. Куприн «Белый пудель», «Чудесный доктор». 

7) М. Твен «Приключения Тома Сойера». 

8) И. С. Тургенев «Муму». 

9) Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». 

10) С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». 

11) А. Н. Толстой «Детство Никиты». 

12) У. Караткевiч «Нямоглы бацька». 

13) Г. Марчук «Чужое багацце». 

14) П. Сiняўскi «Зачараваная гаспадарка».

15) М. Лынькоў «Васiлькi». 

16) А. Кудравец «Цiтаўкi». 

17) Г. Далiдовiч «Страта». 

18) М. Лужанiн «Добры хлопец Дзiк». 

19) У. Караткевiч «Былi ў мяне мядзведзi». 

20) Я. Брыль «Цюцiк». 

21) У. Дубоўка «Як сiнячок да сонца лётаў». 

22) М. Лынькоў «Мiколка-паравоз». 

Книги для чтения в пятом классе

Караткевіч У. Бацькаўшчына. 

Колас Я. Крыніца. 

Далідовіч Г. Страта. 

Колас Я. Дарэктар. 

Василиса Прекрасная, Финист — Ясный Сокол. 

Жуковский В. Спящая царевна. 

Пушкин А. Сказки, Повести Белкина. 

Гоголь Н. Майская ночь, или Утопленница. 

Куприн А. Чудесный доктор. 

Зощенко М. Великие путешественники. 

Платонов А. Волшебное кольцо. 

Паустовский К. Кот-ворюга. 

Астафьев В. Васюткино озеро. 

Белов В. Скворцы. 

Легенды и мифы Древней Греции (под редакцией Н. Куна). 

Андерсен Г.-Х. Соловей. 

Гауф В. Карлик Нос". 

Дефо Д. Жизнь и приключения Робинзона Крузо. 

Киплинг Р. Кошка, которая гуляла сама по себе. 

Родари Д. Сказки по телефону или Говорящий сверток.

Твен М. Приключения Тома Сойера. 

Толкиен Д. Р. Р. Хоббит, или Туда и обратно. 

Уайльд О. Соловей и роза. 

Книги для чтения в шестом классе

Броўка П. Зямля Беларусі. 

Караткевіч У. Лебядзіны скіт. 

Чорны К. Насцечка. 

Мележ И. Здарэнне. 

Багдановіч М. Вадзянік. 

Астафьев В. Фотография, на которой меня нет. 

Белов В. Рассказы для детей. 

Булычев К. Заповедник сказок. 

Железников В. Чудак из шестого «Б», Чучело. 

Зощенко М. Рассказы для детей. 

Искандер Ф. Первое дело, Запретный плод, Мученики сцены, Вечерняя дорога, рассказы о море.  

Паустовский К. Мещёрская сторона. 

Салтыков-Щедрин М. Сказки. 

Брэдбери Р. Третья экспедиция. 

Генри О. Вождь краснокожих. 

Горький М. Детство. 

Дюма А. Три мушкетёра. 

Конан Дойл А. Горбун. 

Купер Ф. Последний из могикан. 

Линдгрен А. (рассказы). 

Лондон Д. На берегах Сакраменто, Сказание о Ките, Белое безмолвие, Там, где расходятся пути.

Майн Рид Т. Всадник без головы. 

Сетон-Томпсон Э. Тито, Мальчик и рысь, Мустанг-иноходец, Лобо, Домино, Улыбчивый певец, По следам оленя.

Стивенсон Р. Остров сокровищ, Черная стрела. 

Твен М. Приключения Гекльберри Финна. 

Толкин Д. Р. Р. Хоббит, или Туда и обратно. 

По Э. Овальный портрет. 

Книги для чтения в седьмом классе

А. С. Пушкин. Капитанская дочка. 

Н. В. Гоголь. Ревизор. 

А. С. Грин. Алые паруса. 

А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц. 

Р. И. Фраерман. Дикая собака Динго. 

Дж. Лондон. Белый клык. 

Я. Купала. Курган. 

М. Багдановіч. Музыка. 

А. Вярцінскі. Рэквіем па кожным чацвёртым. 

Я. Колас. Дзядзька-кухар (урывак з паэмы «Новая зямля»). 

З. Бядуля. На Каляды к сыну. 

Я. Брыль. Сірочы хлеб. 

І. Навуменка. Жуль Верн. 

І. Навуменка. Настаўнік чарчэння. 

Я. Маўр. Палескія рабінзоны. 

У. Караткевіч. Зямля пад белымі крыламі. 

Л. Дайнека. Меч князя Вячкі. 

Я. Пархута. Апошні гусляр.

В. Адамчык. Урок арыфметыкі. 

В. Быкаў. Альпійская балада. 

И. Пташникаў. Ільвы. 

У. Караткевіч. Кніганошы, Сівая легенда. 

А. Наварыч. Антонік. 

І. Навуменка. Новая хата, Дзяцінства, Пераломны ўзрост. 

В. Хомчанка. Звон пад зямлёй. 

Книги для чтения в восьмом классе

Р. Брэдбери. 451* по Фарингейту. 

К. Саймак. Пересадочная станция. 

М. Дудин. Соловьи. 

Ф. Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. 

У. Шекспир. Ричард 111, Венецианский купец, Виндзорские проказницы, Король Лир. 

В. Скотт. Айвенго. 

В. Гюго. Собор парижской богоматери, Девяносто третий год, Король забавляется. 

Ч. Диккенс. Большие надежды. 

Э. А. По. Убийство на улице Морг, Маска красной смерти, Похищенное письмо, Черный кот. 

Ф. Купер. Зверобой, Последний из могикан. 

И. Ефремов. Звездные корабли. 

В. Карамазаў. Дзяльба кабанчыка. 

А. Дудараў. Вечар, Кім. 

У. Караткевіч. Лісце каштанаў. 

Г. Далідовіч. Страта. 

В. Быкаў. Жураўліны крык. 

Я. Купала. Магіла льва, Паўлінка. 

А. Бадак. Адзінокі васьмікласнік хоча пазнаёміцца. 

В. Адамчык. Дзікі голуб. 

А. Дудураў. Святая птушка. 

С. Кавалёў. Драўляны рыцар. 

Р. Стывенсан. Чорная страла. 

В. Быкаў. На ўсходзе сонца, Дажыць да світання. 

Я. Янішчыц. Зорная паэма. 

Список книг на лето по русской литературе для 9 класса

"Слово и полку Игореве"

"Повесть о Петре и Февронии"

Ломоносов М. «Ода на день восшествия…»

Державин Г. «Памятник»

Фонвизин Д. «Недоросль»

Жуковский В. «Вечер», «Море»

Грибоедов А. «Горе от ума»

Пушкин А. Лирика. «Евгений Онегин»

Лермонтов М. «Герой нашего времени»

Гоголь Н. «Мёртвые души»

Островский А. " Гроза", «Бесприданница»

Тургенев И. «Отцы и дети»

Некрасов Н. «Кому на Руси жить хорошо»

Салтыков-Щедрин М. «История одного города»

Достоевский Ф. «Преступление и наказание»

Толстой Л. «Война и мир»

Чехов А. «Человек в футляре», «Ионыч», «Попрыгунья», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня»

Горький М. «Челкаш», «На дне»

Бунин И. «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Грамматика любви», «Тёмные аллеи»

Куприн А. «Гранатовый браслет»

Спіс літаратуры на лета 9 клас

«Дрэва вечнасці: кніга для пазакласнага чытання» (уклад. В. Кушнярэвіч)

У. Арлоў. «Дзень, калі ўпала страла»

М. Арочка. «Судны дзень Скарыны»

Г. Багданава. «Космас Драздовіча»

Д. Бічэль. Вершы са зборніка «А на Палессі»: «Замест запавету», «На пляцы пятлі», «Еўфрасіння Полацкая», «Словам Скарыны», «Верша-творца Сімяон Полацкі», «Літанне».

Т. Бондар. «Рагнеда»

  1. Бутэвіч. «Каралева не здраджвала каралю»

П. Верлен. «У месяцавым ззянні…» (пераклад А. Лойкі)

Зб. «Карона Вітаўта Вялікага»

  1. Іпатава. «Прадслава»
  2. Кавалёў. «Трышчан ды Іжота», «Звар’яцелы Альберт»

Карусь Каганец. «Модны шляхцюк»

У. Караткевіч. «Дрэва вечнасці», «Лятучы Галандзец», «Скрыпка дрыгвы»

М. Кацюбінскі. «Цені забытых продкаў»

Я. Конеў. «Глеб Менскі»

В. Коўтун. «Крыж міласэрнасці», «Пакліканыя»

Ю. Крашэўскі. «Хата за вёскай»

А. Куляшоў. «Хамуціус»

Г. Лангфела. «Спеў аб Гаяваце»

А. Лойка. «Францыск Скарына, або Сонца Маладзіковае», «Як агонь, як вада»

М. Лужанін. «Колас расказвае пра сябе»

"Мае браты, мае суседзі" (уклад. Т. Кабржыцкая, В. Рагойша).

А. Мальдзіс. «Восень пасярод вясны», «Як жылі нашы продкі ў XVIII ст.».

М. Маляўка. Зб. «Старая зямля»

А. Марціновіч. Зб. «Хто мы, адкуль мы»

Б. Мікуліч. «Развітанне»

А. Наварыч. «Літоўскі воўк»

А. Наўроцкі. «Валун»

Л. Рублеўская. Зб. «Пярсцёнак апошняга імператара», «Свой пачэсны пасад» (кніга пра Янку Купалу)

Ш. Руставелі. «Віцязь у тыгравай шкуры»

  1. Скот. «Айвенга»

К. Тарасаў. «Памяць пра легенды», «Тры жыцці княгіні Рагнеды»

Я. Чачот. «Наваградскі замак»

Т. Шаўчэнка. Вершы. Паэмы

Ш. дэ Кастэр. «Легенда пра Ціля Уленшпігеля»

Список книг на лето по русской литературе, 10 класс

Астафьев В. «Царь-рыба», «Людочка».

Распутин В. «Деньги для Марии», «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Пожар».

Бондарев Ю. «Горячий снег».

Булгаков М. «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце».

Вампилов А. Пьесы.

Васильев Б. «В списках не значился», «А зори здесь тихие…».

Кондратьев В. «Сашка».

Пастернак Б. «Доктор Живаго».

Платонов А. «В прекрасном и яростном мире», «На заре туманной юности», «Фро», «Чевенгур», «Котлован».

Рыбаков А. «Дети Арбата».

Солженицын А. «Один день Ивана Денисовича» (или «Матрёнин двор»), «Раковый корпус», «В круге первом».

Твардовский А.Т. «По праву памяти», «За далью даль».

Шолохов М. «Тихий Дон» (или «Поднятая целина»), «Донские рассказы», «Судьба человека».

Айтматов Ч. «И дольше века длится день», «Плаха».

Спіс кніг на лета па беларускай літаратуры, 10 клас

І. Мележ. «Людзі на балоце».

У. Караткевіч. «Каласы пад сярпом тваім».

А. Макаёнак. «Зацюканы апостал»,"Выбачайце, калі ласка".

К. Крапіва «Хто смяецца апошнім».

К. Чорны. Апавяданні.

М.Зарэцкі. «Ворагі» і інш. апавяданні.

М.Танк. Лірыка.

А. Мрый. «Запіскі Самсона Самасуя».

С. Грахоўскі «Зона маўчання».

А. Жук «Паляванне на Апошняга Жураўля».

С. Законнікаў «Чорная быль».

В. Казько «Суд у слабадзе».

І. Пташнікаў «Найдорф».

Я. Сіпакоў «Веча славянскіх балад»

 

 

 

свернуть

Положение о библиотеке учреждения общего среднего образования

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Библиотека является самостоятельным структурным подразделением учреждения общего среднего образования.

2.Библиотека создается, реорганизуется и ликвидируется приказом руководителя учреждения общего среднего образования. Создание, реорганизация и ликвидация библиотеки осуществляются с соблюдением трудового законодательства, коллективного договора и уведомлением профсоюзного комитета.

  1. Библиотека непосредственно подчиняется руководителю учреждения общего среднего образования согласно утвержденной структуре управления учреждением общего среднего образования, сформированной руководителем самостоятельно.

4.Библиотека возглавляется заведующим библиотекой, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя учреждения общего среднего образования.

5.На должность заведующего библиотекой назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности                  не менее 5 лет.

6.Библиотека в своей деятельности руководствуется:

6.1.уставом учреждения общего среднего образования (Положением                  об учреждении общего среднего образования);

6.2.законодательными и нормативными правовыми актами в области организации библиотечного (библиографического) дела;

6.3.другими нормативно-методическими и руководящими материалами по организации библиотечного (библиографического) дела;

6.4.приказами и распоряжениями руководителя учреждения общего среднего образования;

6.5.правилами внутреннего трудового распорядка;

6.6.коллективным договором;

6.7.настоящим Положением.

  1. Основными показателями оценки деятельности библиотеки является решение поставленных перед библиотекой основных задач и выполнение возложенных на нее функций.

8.Ответственность за качественное и своевременное выполнение возложенных настоящим Положением на библиотеку задач и функций                        в соответствии с действующим законодательством, полноту и правильность использования предоставленных прав несет заведующий библиотекой.

9.Заведующий библиотекой несет персональную ответственность за:

9.1.соблюдение действующего законодательства в процессе руководства библиотекой;

9.2.качественное и своевременное обслуживание пользователей библиотекой согласно их заявкам;

9.3.обеспечение учета, эффективности использования и сохранности библиотечного фонда и его справочно-поискового аппарата;

9.4.правильное составление, достоверность и своевременность представления информации, относящейся к компетенции библиотеки;

9.5.своевременное и точное исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения общего среднего образования;

9.6.обеспечение соблюдения правил и норм по охране труда и пожарной безопасности, правил внутрен­него трудового распорядка подчиненными работниками;

9.7.правильный подбор, расстановку, использование и деятельность подчиненных сотрудников;

9.8.качественное выполнение обязанностей подчиненными работниками согласно должностным инструкциям, разовых поручений;

9.9.обеспечение соблюдения в библиотеке правил ведения делопроизводства (в т.ч. своевременной подготовки дел для сдачи в архив);

9.10.своевременное представление и достоверность сведений                             о выполнении плана работ библиотеки;

9.11.сохранность собственности, закрепленной за библиотекой,                           и документации библиотеки;

9.12.материальный ущерб, причиненный учреждению общего среднего образования по его вине, в установленном порядке.

10.Степень ответственности других работников библиотеки устанавливается должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях, входящих в состав библиотеки (в случае их наличия).

ГЛАВА 2

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

11.Основными задачами библиотеки являются:

11.1.организация своевременного и качественного обслуживания библиотекой учащихся и сотрудни­ков учреждения общего среднего образования по их заявкам на необходимую литературу и информационные материалы;

11.2.создание библиотечного фонда, его справочно-поискового аппарата и обеспечение их сохранности;

11.3.пропаганда книг, исследовательской и методической работы библиотеки.

ГЛАВА 3

ФУНКЦИИ

12.В соответствии с основными задачами на библиотеку возлагаются следующие функции:

12.1.разработка перспективных и текущих планов работы библиотеки                  в соответствии с типом (видом) учреждения общего среднего образования                     и перспективами его развития; .

12.2.создание справочно-информационного фонда, его справочно-поискового аппарата;

12.3.обеспечение систематического пополнения фонда библиотеки                     и обеспечение его сохранности;

12.4.выявление и изучение потребностей и запросов читателей библиотеки с целью оказания им помощи в подборе литературы и необходимой информации;

12.5.выдача литературы по абонементу и в читальные залы;

12.6.обмен информацией по используемым тематическим направлениям, сбор, систематизация, изуче­ние и обобщение информационных материалов;

12.7.участие в проведении совещаний, семинаров, лекций, экскурсий, выставок, демонстрации фильмов и прочих мероприятиях по тематическим направлениям и по вопросам выполняемой работы;

12.8.ведение учета эффективности использования в учреждении общего среднего образования необходимой литературы и других информационных материалов по тематическим направлениям;

12.9.организация учета и подготовка установленной отчетности о работе библиотеки;

12.10.принятие мер по обеспечению библиотеки квалифицированными кадрами;

12.11.установление и поддержание связей с другими библиотеками, общественными организациями, зарубежными учреждениями и др.;

12.12.контроль за соблюдением правил и норм охраны труда и пожарной безопасности. 

ГЛАВА 4

ПРАВА

13.Библиотека имеет право:

13.1.действовать от имени учреждения общего среднего образования                  во взаимоотношениях с другими организациями по специальным вопросам, относящимся к компетенции библиотеки;

13.2.проводить совещания, заседания, собрания по вопросам, относящимся к компетенции библиотеки;

13.3.участвовать в общем планировании учреждения общего среднего образования;

13.4.привлекать специалистов соответствующих структурных подразделений к выполнению возложен­ных на библиотеку функций в случаях, если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях,                         в противном случае -— с разрешения руководителя учреждения общего среднего образования;

13.5.требовать от структурных подразделений и пользователей библиотеки комплектной и своевре­менной сдачи литературы и других информационных материалов;

13.6.оказывать методические и консультационные услуги по вопросам, относящимся к компетенции библиотеки.

14.Заведующий библиотекой имеет право:

14.1.знакомиться с проектами решений руководства учреждения общего среднего образования по во­просам, относящимся к компетенции библиотеки;

14.2.вносить на рассмотрение руководства учреждения общего среднего образования предложения по совершенствованию деятельности (работы) библиотеки, учреждения общего среднего образования в целом в пределах своей компетенции; 

14.3.подготавливать по поручению вышестоящего руководства проекты приказов руководителя учреж­дения общего среднего образования по вопросам, относящимся к компетенции библиотеки, а также издавать распоряжения                   по библиотеке;

14.4.разрабатывать и утверждать в установленном порядке необходимые организационно-распоря­дительные документы библиотеки, относящиеся                 к ее компетенции и в пределах своей компетенции;

14.5.подписывать и визировать, документы в пределах своей компетенции;

14.6.обеспечивать чистоту и благоустройство закрепленных                                за библиотекой помещений;

14.7.вести в установленном порядке переписку по вопросам, входящим                в компетенцию библиотеки, а также по другим вопросам, не требующим согласования с руководителем учреждения общего среднего об­разования;

14.8.требовать от руководства учреждения общего среднего, образования оказания содействия в ис­полнении своих обязанностей и прав.

ГЛАВА 5

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ

15.Заведующий библиотекой в установленном порядке выполняет возложенные на него обязанности как непосредственно,                                                 так и во взаимодействии с соответствующими руководителями                                        и специалистами по вопросам выполняемой работы.

 

свернуть

Правила пользования библиотекой

Правила пользования библиотекой

 

Правила пользования библиотекой

  1. Общие положения

1.1 Правила пользования библиотекой  ГУО «Зажевичская средняя школа Солигорского района»  разработаны на основе Типовых правил пользования библиотеками в Республике Беларусь,   утвержденными  Министерством   культуры Республики Беларусь 05.08.2008 г.  №28 (в редакции постановления Министерства культуры Республики Беларусь от 11.11.2014.     № 64)  с Положением о библиотеке общеобразовательной школы Республики Беларусь, утвержденным приказом Министерства образования  Республики Беларусь 27 декабря 1999 года № 768..

1.2. Правила пользования школьной библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей школьной библиотеки, права и обязанности библиотеки и читателя.

  1. Права читателей.

2.1 Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, родители учащихся школы.

Читатели  имеют право:

2.2 Получат полную информацию о составе фонда библиотеки, порядке  доступа к документам и консультативную помощь в поиске и выборе источников информации.

2.3. Получать во временное пользования любой документ из фонда библиотеки.

2.4. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой

2.5. Избирать и быть избранным в совет библиотеки и принимать участие в его работе.

2.6. Обжаловать в установленном законодательством порядке незаконные действия сотрудников библиотеки, ущемляющие читателя в правах.

2.7. Пользователям библиотек  разрешается использовать в зонах обслуживания пользователей технические средства на автономном питании без звуковых сигналов, за исключением копировальных приборов     (сканеров, аудио-, фото- и видеоаппаратуры), мобильного телефона и других технических средств в целях фото- и видеосъемки документов из библиотечных фондов.

 

  1. Порядок пользования библиотекой.

 

 3.1. Учащиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов. Сотрудники школы и родители – по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.

3.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи читателю документов из фонда и приема их библиотечным работником.

3.3. При записи в библиотеку читатель должен быть ознакомлен с Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в формуляре читателя.

3.4. На дом документы выдаются читателям сроком на 15 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти.

Примечание: срок пользования может быть продлен, если на данный документ нет спроса со стороны других читателей.

3.5. Учебная, методическая литература, выдается читателям на срок обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в конце учебного года).

Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения.

3.6. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата   взятых им ранее, срок пользования которыми истек.

3.7. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий, а также книги, полученные по МБА, на дом не выдаются.

3.8. Число документов из фонда, выдава6мых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.

 

  1. Ответственность и обязанности читателей.

 

4.1. При записи в библиотеку читатель обязан сообщить необходимые сведения для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов.

4.2. При выбытии из школы читатель обязан вернуть все числящиеся за ним документы их фонда в библиотеку.

4.3. Читатель обязан:

 - возвращать взятые им документы их фонда в установленный библиотекой срок;

 - не выносить из помещения библиотеки документы без записи  в принятой библиотекой формой учета;

 - бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы);

 -  соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа к фонду.

Примечание: при получении документов из фонда читатель обязан тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю. который обязан сделать на них соответствующие пометки.

4.4. Читатель, потерявший документ из библиотеки или нанесший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным.

4.5. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем ответственность несут его родители или опекуны, попечители, детские учреждения, под надзором которых он находится.

4.6. Читатели, нарушившие правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок, установленный библиотекой. За особые нарушения, предусмотренные действующим  законодательством, читатели несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.

  1. Обязанности библиотеки по обслуживанию читателей.

Библиотека обязана:

5.1. Обслуживать читателей в соответствии с Правилами пользования библиотекой, которые должны быть размещены в доступном для ознакомления месте.

5.2. Создавать благоприятные условия для работы читателей в библиотеке.

5.3. Не использовать сведения о читателях, их интересах в иных целях, кроме научных и библиотечно-производственных.

5.4. Давать полную информацию читателям о наличии документов в фонде.

5.5. Оказывать помощь читателям в выборе необходимой литературы.

5.6. Предоставлять читателям возможность пользования каталогами, картотеками, библиографическими и информационными материалами.

5.7. Систематически информировать читателей о вновь поступивших документах.

5.8. Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда и за выполнением читателями правил пользования библиотекой.

свернуть
Список учебных пособий для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования