РУС БЕЛ ENG

Профилактика насилия

 


 

Практикум "Ответственное половое поведение"

Практикум для учащихся 9-11 классов

 «Ответственное половое поведение»

 

Педагог-психолог Герасименя Н.А.

 

Цель занятия: определить необходимость правильного отношения к половому воспитанию подростков.

Задачи занятия:

 1) направленные на личностный результат:

  • на когнитивном уровне: ориентация в системе моральных норм и ценностей;
  • на эмоционально-ценностном: сформировать умения формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к половому воспитанию, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия
  • на деятельном уровне: формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и формирование умения выполнять моральные нормы в отношении взрослых людей и своих сверстников.

2) направленные на межпредметный результат:

  • формирование коммуникативных учебных действий: формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
  • формирование регулятивных учебных действий: способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Оформление и оборудование: карточки с ситуациями, вопросами, изречениями, чистые листы, карандаши.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

– Здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим путешествие в будущее и примерим на себя роли ваших родителей.

 - Что такое счастье?

  1. Актуализация знаний

– Каждый из нас отвечает на этот вопрос по-своему. Кто-то мечтает о красивом уютном доме, кто-то думает о машине, о хорошей работе. Но, вероятно, вы все согласитесь со мной, что ни один человек не представляет себя счастливым без любимого человека, без любви (добавляет прилагательные – любимый, любимая)

       – Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

     – Правильно. А кто честно признается, с кем разговаривали на эту тему родители или спрашивали вы их о интересующей вас теме?

  1. Постановка проблемной задачи

– В наш стремительный, бурный век молодежь старается идти в ногу со временем. Сфера интимных отношений – это большей частью тема запретная, на эту тему родители предпочитают не говорить, и ребенок зачастую остается один на один со своими проблемами.

– Кто же мне может назвать тему нашего занятия?

  1. Оглашение темы занятия

– Итак, тема нашего занятия «Правильное отношение к половому воспитанию».

  1. Практическая часть.

– Вам сейчас предоставляется возможность стать родителями и попробовать свои силы на деле: "ваши дети” будут вас озадачивать, а вы будете осуществлять воспитательный процесс, т. е. воспитывать их. Говорят, век живи – век учись. А нужно ли учиться быть родителем? Хорошим родителем? Хотите "повоспитывать” кого-нибудь?

– Готовы ли вы сейчас взвалить весь этот груз на свои хрупкие плечи?

– Чтобы начать игру, все желающие садятся за парты (или за столы). Так как мы будем разбирать семейные проблемы, нам необходимы семьи (т. е. пары, исполняющие роль семьи). Сами выбирать себе пару не будем. Выбрать подходящего "супруга” поможет следующая игра, которая определит, кто с кем составит наиболее удачные пары.

Перед каждым из участников лежат листочки и ручки. Я называю слово, существительное, а участники записывают его и подбирают к нему определение (например, небо – голубое, облачное, бесконечное, лазурное и т. д.). Существительные можно подобрать разные: небо, дом, магазин, ветер, волны, город, горы и др. Те учащиеся, у которых совпадет наибольшее количество подобранных определений, составляют пару, т. е. семью.

      Проводится игра «Создаём семью»

 – Итак, семьи уже есть. Каждая семья занимает свою парту – квартиру.

Для участников подготовлены конверты, в которых лежат высказывания о семье и семейном воспитании, разрезанные на отдельные слова (приложение 1). Теперь парам предлагается вытянуть конверт, в котором лежат слова. Необходимо сложить слова так, чтобы получилось высказывание о семье или о воспитании, прочитать его присутствующим и, посоветовавшись друг с другом, прокомментировать его.

– Пока пары обсуждали, прошло время, в их семьях родились дети. Теперь молодые семьи будут себе представлять, каким вырастет у каждой из них ребенок, предположим, девочка. Все люди умеют мечтать. Мечтать, говорят, не вредно. Наши пары тоже сейчас начнут "мечтать”, то есть записывать на листочках, как хотели бы ее воспитать, какой хотели бы видеть ее взрослой

         Обсуждение-игра «Наши дети в мечтах».

– Но время неумолимо, оно проходит, летит, и вы становитесь родителями 16 - летней девочки. Тут-то как раз и подошло время столкнуться с проблемами, обещанными вам в начала встречи.

 – Итак, уважаемые "родители”, вам необходимо решить неожиданную для вас семейную ситуацию. Как? (приложение 2.)

Методический комментарий. Здесь реакция ребят на прочитанное может быть разной: от удивления до гнева. Поэтому важно дать возможность участникам высказаться, "выпустить пар”. Очень важный момент: первое восприятие неожиданного. Парам дается время для обсуждения проблемы внутри семьи. Обязательно напомнить ребятам о том, что ситуации неожиданные для их семьи, сложные, и предложить перечень вопросов, с помощью которых им будет легче принять решение(приложение 3).

После обсуждения каждой ситуации учитель напоминает о том, что неразрешимых ситуаций в жизни нет, потом делает анализ решения "семейного совета”, причем обращает внимание, прежде всего на все положительное в воспитательном подходе в данной семье.

 - Сложно или легко было вам в роли родителей?

 - Сложные ли были ситуации для вас?

 - Смогли ли вы найти решение проблем в вашей «семье»?

 - Какой вывод вы можете сделать?

Весь материал – смотрите документ.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Метод «Заверши фразу»

Сегодня я узнал…                                                                                                                                     

Было интересно…                                                                                                               

 

Было трудно…                                                                                                                                       

Я выполнял задания…                                                                                                                                

Я понял, что…                                                                                                                  

 

Теперь я могу…                                                                                                                                

Я почувствовал…                                                                                                                           

У меня получилось…                                                                                                             

 

Я попробую…                                                                                                                                             

Меня удивило…                                                                                                                       

Я научился…                                                                                                                       

 Я приобрёл…                                                                                                                         

 Мне захотелось…

                                                                                                                  

 

 

  Приложение 1

        

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. 

Толстой Л.Н.

        

Брак истинный только тот, который освещает любовь.

Толстой Л. Н.

        

Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.

Прутков Козьма

        

Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел.

Ларошфуко Франсуа де

        

Любовь одна, но подделок под нее - тысячи.

Ларошфуко Франсуа де

        

В семейной жизни самый важный винт - это любовь...

Чехов Антон Павлович

        

Любовь травами не лечится. 

Овидий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

СИТУАЦИЯ 1

Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила… Оказывается, ваша дочь встречается с женатым мужчиной.

СИТУАЦИЯ 2

Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила.… Оказывается, ваша дочь побаивается ребят и считает их грубоватыми.

СИТУАЦИЯ 3

Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила.… Оказывается, ваша дочь любит одного парня, встречается с ним и живет с ним половой жизнью.

СИТУАЦИЯ 4

Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила.… Оказывается, ваша дочь встречается и живет половой жизнью с парнем, хотя его и не любит. Он симпатичный, ей с ним просто интересно, но о любви и замужестве речи нет.

СИТУАЦИЯ 5

Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила… Оказывается, ваша дочь встречается с несколькими ребятами.

СИТУАЦИЯ 6

Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила… Оказывается, ваша дочь беременная и собирается делать аборт.

 

 

 

 

Приложение 3

 

  1. Что вас в вашей ситуации огорчает, что успокаивает?
  2. Вы считаете такое поведение нормальным для вашей дочери?
  3. Может быть, вы приветствуете ее поступок? Или считаете недопустимым и хотели бы запретить? Почему?
  4. Вы сможете как-то доказать свой запрет дочери? (Знайте, что ваши доказательства должны быть убедительны не только для вас, но и для вашей дочери).
  5. Как вы будете доказывать свою правоту? С помощью эмоций, возмущения, плача, ремня или чего-то другого?
  6. Почему могло произойти все это?
  7. А как можно было предупредить эту ситуацию, не допустить?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уголовный кодекс Республики Беларусь

ГЛАВА 20. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ИЛИ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ

Статья 166. Изнасилование

  • Статья 167.Насильственные действия сексуального характера
  • Статья 168.Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
  • Статья 169.Развратные действия
  • Статья 170.Понуждение к действиям сексуального характера
  • Статья 171.Организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией

Статья 171/1. Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией

 

свернуть

Час общения «Два полюса, два материка»

 

Час общения «Два полюса, два материка»

 

Педагог-психолог Герасименя Н.А.

 

Цель: развитие навыков конструктивного общения, культуры взаимоотношений, умения слушать и высказываться на различные темы, развитие эмпатии.

Задачи:

- создать условия для открытого, прямого диалога (общения, обмена мнениями, информацией);

- улучшить представление об особенностях восприятия представителей противоположного пола;

- улучшить представления подростков о поло-ролевых стереотипах.

 

Ход занятия

На доске крепится плакат с изображением символа «Инь-Ян», по краям от плаката или отдельно на столе устанавливаются две романтические свечи для создания настроения, ваза с цветами. обучающиеся рассаживаются в круг на стульях.

Вводная часть.

Ведущий: «Здравствуйте! Цель сегодняшнего занятия – разобраться в особенностях взаимоотношений между мужчинами и женщинами, развить навыки конструктивного общения. Общение играет важную роль в нашей жизни, им пронизана вся наша жизнь. К сожалению, между мужчинами и женщинами часто возникают недопонимания и конфликты. Для того, чтобы научиться конструктивно общаться важно знать психологию противоположного пола.  Посмотрите на плакат. Многое в нашей жизни создано на основе парности, гармония и понимание имеют основополагающее значение.

«Знакомство». Участники передают мяч по кругу, по очереди называя свое имя и заканчивая фразу «Я хотел бы узнать…».

«Рыба». Ведущий обращает внимание на ожидания обучающихся, которые они высказали, и предлагает ближе познакомиться с мнением каждого на различные гендерные темы. Для этого он предлагает коробочку с карточками - «незаконченными предложениями», которую участники передают по кругу, вытягивая карточки и заканчивая вслух фразу, написанную на карточке (приложение).

«Мальчики – налево, девочки – направо». Девочкам и мальчикам предлагается разделиться на две команды. Команде девочек и команде мальчиков ведущий выдает ручки или карандаши и по коробочке с чистыми листочками, на которых они записывают свои самые разные вопросы, обращенные к другой команде (мальчики – девочкам и наоборот).

«Горячий стул». В центре круга устанавливается «горячий» стул (можно 2, если учащимся сложно решится на «одинокое» выступление), и приглашается на него доброволец (или 2 добровольца). Лицом он поворачивается к противоположному «лагерю» и берет коробочку с их вопросами, т.е., например, девочка на «горячем» стуле вытягивает из коробочки мальчиков их какой-то вопрос и отвечает на него. К ответу сидящего на стуле могут подключаться и дискутировать или дополнять и остальные участники круга. После того, как даны ответы на 2-3 вопроса, на стул приглашается следующий участник и так же отвечает на 2-3 вопроса, затем следующий и т.д. Можно чередовать и приглашать на стул то мальчика, то девочку. Упражнение продолжается до тех пор, пока не закончатся вопросы.

 «Рефлексия». Передавая мячик по кругу, подростки отвечают на вопросы: «Что сегодня на занятии больше всего понравилось? Что не понравилось?».

 

Приложение

Карточки - «незаконченные предложения»:

 

Мне кажется, что лица противоположного пола…;

Я считаю, что настоящий мужчина – это тот, кто…;

 

 

Я не люблю, когда юноши (девушки)…;

 

Я считаю, что любовь и секс…;

 

 

Ревность – это…;

 

Я не понимаю, почему юноши (девушки)…;

 

 

Любовь – это…;

С лицами противоположного пола у нас много общего, например…;

 

Главное для девушки – это…;

 

 

В своей будущей семье я…;

 

 

Настоящая женщина…

 

Я мечтаю…

 

В своей жизни каждый мужчина должен…

 

В своей жизни каждая женщина должна…

 

Женщина имеет право…

 

 

Мужчина имеет право…

 

Современная женщина…

 

 

Современный мужчина…

Мужчины не понимают женщин из-за…

 

Женщины не понимают мужчин из-за…

 

Мужчины любят…

 

Женщины любят…

 

 

Чтобы женщины и мужчины понимали друг друга нужно…

 

Секрет взаимопонимания мужчин и женщин…

 

Настоящее счастье…

 

 

Ссоры возникают…

 

Решать проблемы общения надо…

 

 

Мужчины и женщины созданы…

 

 

свернуть

Беседа «Репродуктивное здоровье молодой девушки»

Беседа «Репродуктивное здоровье молодой девушки»

 

Педагог-психолог Герасименя Н.А.

 

Цель: выявление информированности современного отношения молодежи к здоровому образу жизни.

Задачи: повышение уровня репродуктивных знаний, сексуальной культуры и формирования самоохранительной концепции полового поведения.

 

Здоровье — состояние, позволяющее человеку жить полноценной жизнью, любить, испытывать удовлетворение в различных сферах жизнедеятельности. В современном обществе стало модно вести здоровый образ жизни: отказываться от вредных привычек, иметь одного полового партнера, заниматься спортом. Как же сохранить и укрепить здоровье?

В этом возрасте молодёжь чаще начинает влюбляться, вступать в интимные отношения. Желание любить и быть любимым пробуждают в человеке лучшие качества, стремление стать лучше, достойнее, совершеннее. Радость, счастье становятся полными при условии, что подобные состояния, чувства переживает и любимый человек. Не каждый в этот период понимает, что любовь- это не только чувства, но и ответственность за своё здоровье.

Практически каждый человек имеет свою точку зрения по поводу влюбленности и любви. Некоторыми людьми любовь вообще отрицается. Большинство же придерживается мнения, что в любви на первый план выступает альтруизм (чувство, противоположное эгоизму), выражающийся в потребности психологического слияния с любимым человеком. Желание любить и быть любимым пробуждают в человеке лучшие качества, стремление стать лучше, достойнее, совершеннее. Радость, счастье становятся полными при условии, что подобные состояния, чувства переживает и любимый человек.

Не каждый человек понимает, что любовь - это не только плюсы, но и минусы!

В наше время не задумываются, к чему могут привести сексуальные отношения. Многие родители часто сталкиваются с тем, что их маленькая дочь становится взрослой. И ранние сексуальные отношения в первую очередь могут привести к беременности!!! Лучший способ бороться с проблемой, это предупредить ее!

Ранние половые отношения приводят не только к беременности, но и к:

  • бракам, заключенным между юношами и девушками, не достигшими половой зрелости, нередко бывают бесплодными, дети, рождающиеся у таких родителей - слабыми;
  • воспалительные заболевания половых путей и опасность заражения болезнями, передающимися половым путем;
  • гинекологические заболевания как следствие аборта, беременности и родов в подростковом возрасте;
  • трудноразрешимые социальные и морально-этические проблемы, связанные с ранним материнством;
  • ранняя половая жизнь опасна тем, что приводит к нарушению гормональной регуляции репродуктивной системы, которая в этом возрасте только налаживается.

Основная проблема заключается в том, что тело молодой девушки не готово физически вынашивать ребёнка в таком юном возрасте.

Подросток находится в смятении, не знает, прекратить ли беременность или продолжать. Если девушка решается на аборт, она должна понимать, что в последствии могут возникнуть гинекологические проблемы, вплоть до бесплодия. Если она решает рожать, то подвергнет себя серьёзному испытанию, ведь в неокрепшем организме молодой девушки начнут происходить многочисленные сложные изменения, которые способствуют внутриутробному развитию плода. Организм молодой девушки начинает накапливать строительный материал для растущего организма. А это всё- дополнительная нагрузка на организм будущей матери. Также при беременности значительно усиливается работа сердечно-сосудистой системы, что, в совою очередь, заставляет работать в усиленном режиме печень и почки. Молодой организм просто может не справиться со столь сложной задачей, как вынашивание и роды здорового ребёнка.

При половом контакте можно заразиться инфекцией передающейся половым путем. Многие девушки даже не задумываются, что могут перечеркнуть всю свою жизнь одной только ночью!

Одним из первых вопросов, который встаёт перед девушкой сначала сексуальной жизни это вопрос о том, как правильно предохраняться. Единственное, что можно самостоятельно применить без рекомендации врача - презерватив. Все остальные методы могут применяться только после консультации с гинекологом. Самое распространенная защита - это презерватив.

Инфекции передающимся половым путем разделяют на две группы:

  • классические венерические болезни;
  • другие инфекции, передающиеся половым путем.

Классические венерические болезни;

включает в себя 5 заболеваний:

наиболее известными, из которых являются:

  • сифилис
  • гонорея

К другим инфекциям относятся 11 болезней, при которых страдает в первую очередь мочеполовая система (генитальный герпес, чесотка, трихомониаз, микоплазмоз и др.), 6 болезней, поражающих не только половые органы, но и другие системы организма (ВИЧ-инфекция, гепатит В, сепсис новорожденных и др.).

 

 

свернуть

Памятка по профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения, и данный тезис не требует особых доказательств. 

Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом  развитии несовершеннолетних и представляет угрозу для его будущего.

Результативность предупреждения и профилактики преступлений против половой свободы несовершеннолетних весьма сильно осложняется множеством обстоятельств, среди них:

- особенности организма несовершеннолетних – их психология и физиология. Дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо скрывают это всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей и других близких лиц. 

-прямая зависимость потерпевших несовершеннолетних от преступника. Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующем фактором  - использовать все возможные средства для того, чтобы о преступлении никто не узнал.

Сексуальное насилие - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:

  • ласка и трогание запретных частей тела, эротизированная забота;
  • демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого (развратные действия);
  • изнасилование в обычной форме, орально-генитальный и анально-генитальный контакт;

Сексуальная эксплуатация - порнографические фотографии и фильмы с участием  детьми, проституция.

Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения, т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению в случае примирения сторон.

В уголовном законодательстве данные виды преступлений выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».

Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.

Статья 166. Изнасилование

  1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) –наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
  2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней – наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
  3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, –

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

  1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), –

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

  1. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

  1. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

  1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, –

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

  1. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 169. Развратные действия

  1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, –

наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

  1. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

 Большинство родителей, педагогов и психологов боятся обсуждать тему сексуального насилия больше, чем жертва. В беседах с детьми они не задают правильные вопросы на эту тему, а иногда и не слышат, когда они намекают им о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как жертва нуждается в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи.

Признаки сексуального насилия у детей и подростков

Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

  • порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
  • гематомы (синяки) в области половых органов;
  • кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;
  • гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
  • боль в нижней части живота;
  • повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
  • болезни, передающиеся половым путем;
  • беременность.

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

  • чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
  • поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
  • соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
  • сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
  • необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

  • замкнутость, изоляция, уход в себя;
  • депрессивность, грустное настроение;
  • отвращение, стыд,  вина, недоверие, чувство испорченности;
  • частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
  • истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
  • трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • терроризирование младших и детей своего возраста;
  • жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
  • амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

  • неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
  • резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
  • прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;
  • принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
  • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

  • падение самооценки;
  • мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

Появление невротических и психосоматических симптомов:

  • боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
  • боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если  они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь. 

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

 

свернуть

Способы раннего выявления семейного насилия

 

Педагог-психолог Герасименя Н.А.

 

Семья – это одна из величайших ценностей,

созданных человечеством за всю

историю его существования,

но не всем удается ее сохранить.

 

 

 

Проблема насилия в семье… Готовы ли мы признать этот факт или нет, но насилие в рамках детско-родительских или супружеских отношений существует повсеместно, в разных странах и культурах. Именно женщины и дети чаще всего становятся жертвами изощренного насилия в семье.

Семейное насилие — это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, психологического и экономического оскорбления и давления по отношению к своим близким с целью обретения над ними власти и контроля.      

Специалисты утверждают, что физические наказания:

  1. Преподают ребенку урок насилия.
  2. Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок — что он любим.
  3. В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
  4. Физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.
  5. Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только много позже.
  6. Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок из этого выносит ребенок?

  1. Ребенок не заслуживает уважения.
  2. Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно научает ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).
  3. Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (это опасно для иммунной системы).
  4. Насилие — это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).
  5. Отрицание чувств — нормальное здоровое явление
  6. От взрослых нет защиты.

Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?

  1. Насмешками над слабыми и беззащитными.
  2. Драками.
  3. Унижением девочек, символизирующих мать.
  4. Плохим отношением к воспитателю.
  5. Выбором видео и игр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева

 

Предупреждение насилия в семье

В Республике Беларусь пока нет отдельного закона о предотвращении домашнего насилия. Международные документы, применимые на территории Беларуси, имеют декларативный характер. Нормы Уголовного кодекса и кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях направлены не на предупреждение, а на ликвидацию последствий случившегося, и начинают действовать после факта совершения насилия. Белорусское государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь до факта совершения насилия на этапе его предотвращения.

Жестокость родителей в отношении детей – широко распространенное явление. Ежегодно по всему миру тысячи детей гибнут от рук своих родителей.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Особую роль в выявлении жестокого обращения на ранних этапах играют специалисты образовательных учреждений, которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.

Специалисты образовательного учреждения должны владеть информацией о формах насилия, знать их признаки, а также поведенческие и психологические индикаторы для своевременного выявления случаев жестокого обращения с детьми

Не всегда эти признаки очевидны, и лишь внимательное общение с ребенком, его родителями, знание социальной ситуации развития ребенка может выявить жестокое обращение с детьми.

На данный момент решение проблемы домашнего насилия в Республике Беларусь регулируется следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Конституция Республики Беларусь;
  2. Уголовный кодекс Республики Беларусь;
  3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
  4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
  5. Гражданский Кодекс Республики Беларусь;
  6. Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
  7. Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании».

Особенности поведения ребенка, подвергшегося жестокому обращению или насилию:

Сотрудники образовательных организаций должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношению к нему:

  • не соответствие возрасту психическое и физическое развитие ребенка;
  • не ухоженность, не опрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
  • изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);
  • проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
  • отказ ребенка раздеться (возможно ребенок скрывает синяки и раны на теле);
  • повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
  • враждебное отношение к отцу и (или) матери;
  • сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
  • чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
  • демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
  • обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;
  • повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);
  • сокрытие в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;
  • предпочтительное время препровождение ребенка в семьях знакомых, одноклассников, соседей.

Особенности поведения взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:

  1. проявляют настороженность или безразличие в беседе о ребенке;
  2. реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в школе;
  3. часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного образовательного учреждения в другое;
  4. запрещают осмотр ребенка в образовательной организации;
  5. допускают необъяснимую отсрочку в обращении за меди­цинской помощью для ребенка;
  6. противоречат сами себе в беседе о ребенке, семье, увлечениях несовершеннолетнего, совместном время препровождении;
  7. не могут объяснить состояние ребенка, или  объяснения  не совместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;
  8. обвиняют в полученных  повреждениях самого ребенка;
  9. не знают друзей ребенка

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

 

Явные признаки жестокого обращения с детьми:

  • следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
  • следы сексуального насилия;
  • запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
  • отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;
  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома;
  • асоциальное поведение ребенка;
  • ребенок пропускает занятия или не посещает школу;
  • ребенок побирается;
  • ребенок грязно или не по сезону одет;
  • наличие какой- либо информации о фактах жестокого обращения с детьми;
  • наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
  • наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Таким образом, специалисты должны уметь распознавать признаки жестокого обращения и проводить оценку риска причинения вреда.

Целесообразно подразделять три уровня жестокого обращения:

минимальный – опасность трагических последствий незначительна. Факты плохого обращения с ребенком носят единичный характер, но вероятность повторения подобных фактов очевидна.

средний – серьезные последствия для здоровья, жизни, нормального развития не наступают немедленно, вследствие такого обращения с детьми, но могут проявиться в будущем.

критический – оставление ребенка в семье без неотложной помощи может привести к серьезным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребенка.

Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. Очень важно как можно раньше выявить риск жестокого обращения с ребёнком. В данной работе первоочередное значение имеет ежедневное наблюдение классных руководителей за обучающимися класса.

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

- информация от ребенка;

- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

- информация от специалистов;

- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

- информация от представителей общественных объединений;

- результаты медицинского осмотра;

- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
  • безработица, постоянные финансовые трудности;
  • постоянные супружеские конфликты;
  • низкий уровень культуры, образования;
  • негативные семейные традиции;
  • нежелательный ребенок;
  • умственные или физические недостатки ребенка;

Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например, алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников.

Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?».

свернуть

Как уберечь ребёнка от сексуального насилия

ЕСЛИ ВЫ ПОСТРАДАЛИ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ ИЛИ ВАМ ИЗВЕСТНЫ ФАКТЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЕДОФИЛИЕЙ!!!

СООБЩИТЕ ОБ ЭТОМ!!!

т.+375333209270______

т.102________________

ОТДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

УНиПТЛ КМ УВД МИНСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

(8017)-2290848

Получить круглосуточно онлайн-консультацию специалистов-психологов вы можете на сайте  «kids.pomogut.by» 

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!

  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и«соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно
    с 6 до 12 лет),
     что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  • Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

ГУОПП МОБ МВД Республики Беларусь 

 

свернуть