РУС БЕЛ ENG

Советы психолога

Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса — сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа - сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

Ø  много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

Ø  непривычное расписание (новый режим);

Ø  много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы);

Ø  новые дети в классе (или я сам в новом классе);

Ø  новый классный руководитель;

Ø  в средней школе мы снова — самые маленькие, а в начальной были уже большими;

Ø  проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

Успешность адаптации младшего подростка зависит не толь­ко от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в роди­тельских анкетах наиболее часто указываются:

Ø  возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;

Ø  возросший объем работы как на уроке, так и дома;

Ø  новые, непривычные требования к оформлению работ;

Ø  необходимость самостоятельно находить дополни­тельную литературу и работать с ней.

По данным психологов, ситуация адаптации вызывает у мно­гих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Напри­мер, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окру­жающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружаю­щих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень спо­собные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, ан­глийским языком, информатикой, и, может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках уп­равления стрессом, и, может быть, — в особом внимании медиков.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возника­ют у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обуче­ния. Поэтому на этом этапе для ребенка особенно важна поддержка нас, взрослых.

Профилактика суицидального поведения

подробнее...

ВИЧ и СПИД

подробнее...

Как уберечь ребенка от сексуального насилия

подробнее...

Родителям о наркомании: как защитить детей

подробнее...

Психологические особенности детей 6 – 7 лет. Кризис развития.

подробнее...