РУС БЕЛ ENG

Психологические особенности детей 6 – 7 лет. Кризис развития.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период часто бывает сложным потому, что по времени начало школьного обучения практически совпадает со вторым физиологическим кризисом, который приходится на возраст 7 лет, когда происходит резкий гормональный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, перестройкой всех систем и функций организма.

По данным физиологов, несовершенство регулятивной функции коры мозга сказывается на особенностях поведения и эмоциональном развитии ребенка. Поэтому первоклассники так легко отвлекаются на уроках, не могут надолго сосредоточиваться, быстро устают или перевозбуждаются. У детей нарушается психическое равновесие, наблюдается неустойчивость настроения, аффективные вспышки, капризы. Кризисным проявлением является манерничанье, вертлявость, склонность к конфликтам, которые начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса. Но содержание кризиса 6 – 7 лет составляют не только негативные проявления в поведении детей, но и положительные изменения, которые в этот переломный период происходят в их психическом развитии. К ним следует отнести  следующие показатели развития:

  • Возрастание самостоятельности и независимости, развитие умелости и компетентности. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые осознали: они растут, хотят быть самостоятельнее, а непонимание этого вызывает  у ребенка протест, негодование.

  • Формирование осмысленной самооценки, возникновение самолюбия, при этом важно хвалить умения его ребенок, ставить его в позицию «лучшего», дать ему возможность ощутить свою самоценность, а в случае неудачи помочь исправить промахи, поддержать веру в себя.

  • Утрата непосредственности; возникновение произвольности и опосредованности поведения социальными нормами и требованиями – мотивы «надо», «должен» становятся ведущими мотивами поведения. Ребенок в  этом возрасте начинает скрывать свои переживания, пытается не показывать другим, что ему плохо, маскируя это вычурностью поведения, кривлянием, клоунадой. Внешне ребенок уже не такой, как «внутренне».

  • Дифференциация внешней и внутренней жизни; между переживанием ребенка и его поступком вклинивается интеллектуальный момент – ребенок размышляет, прежде чем действовать.

  • Рождение  «социального Я» в самосознании ребенка, т.е. осознание своего места в системе общественных отношений. У ребенка возникает стремление изменить свое социальное положение. Он хочет выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое место в социуме.

  • Проявление потребности в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности (учебной), формирование внутренней позиции школьника как центрального психологического новообразования «кризиса 6 – 7 лет».

Учитывая изменения в поведении и  психическом развитии 6 – 7-летних детей, взрослые помогут им справиться  с трудностями кризисного периода.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не толь­ко от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.